Трубу опять обложили: К чему может привести введение пошлин на импорт дизеля из России

Трубу опять обложили: К чему может привести введение пошлин на импорт дизеля из России

09:49 19.08.2020

На фоне событий в соседней Беларуси, на которую приходится до трети поставок дизеля в Украину, Кабмин повторно установил спецпошлины на российский трубопроводный импорт. Новое постановление является двойником отмененного судом прошлогоднего решения. По итогу, за него заплатили из собственного кармана простые украинцы: введение спецпошлин спровоцировало рост цен на дизель и автогаз. В нынешней ситуации было бы логично не продлевать пошлину на трубопроводные поставки, которую суд признал незаконной, считают эксперты. Это помогло бы успокоить топливный рынок, который и без того нервничает, способствовало бы стабилизации цен. Ведь если белорусские НПЗ уйдут на забастовку или перестанут получать российскую нефть, цены на соляру в Украине в течение нескольких недель могут подскочить в среднем на 5%.

Правительство возвращает спецпошлину

Кабмин принял постановление №719 о введении специальных пошлин на импорт дизтоплива, сжиженного газа и угля, которое, по словам директора консалтингового агентства А-95 Сергея Куюна, «слово в слово повторяет постановление, принятое в прошлом году».

4 июня Окружной административный суд Киева по иску трех импортеров признал противоправным содержавшее аналогичные нормы постановление Кабмина №624. 4 августа суд отклонил апелляцию Кабмина, и решение об отмене пошлин вступило в силу.

«Суд признал решение незаконным, а правительство принимает его вновь. Странно видеть такое понимание закона от высшего органа исполнительной власти», — говорит Куюн. По его словам, такой прием правительство использует не впервые.

Согласно изданному вчера постановлению правительства, до конца года поставляемый по трубопроводу из России дизель облагается спецпошлиной в размере 4% от таможенной стоимости, сжиженный газ — 3%. 17 августа компания «Анвитрейд», располагая решением суда, растаможила на терминале в Новограде-Волынском первую партию дизельного топлива без уплаты пошлины. Таким образом, Кабмин формально выполнил решение суда, но принял идентичное новое постановление.

 Заплатили за политику деньгами украинцев

Стоит отметить, что практика установления спецпошлин в отношении трубопроводных поставок была первым случаем, когда ограничения касались способа транспортировки: на железнодорожные и автомобильные поставки решение не распространялось. Вследствие принятого решения в сентябре прошлого года остановился единственный нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс», на который приходилось около трети всех поставок соляры в страну. Это спровоцировало дефицит и ажиотажный рост цен.

На момент введения пошлины на трубопроводные поставки в прошлом году украинские власти прекрасно понимали, что с их помощью в страну поставляется самый дешевый за счет логистики ресурс. Было очевидно, что результатом введения спецпошлины станет рост цен, рассказывал оффрек высокопоставленный чиновник из команды президента Владимира Зеленского. По этой причине решение опубликовали только после парламентских выборов – 22 июля.

Формальным основанием для введения пошлин было то, что за три года работы (с 2016 года), поставки по трубе выросли с нуля до практически 45%, и это, мол, откусывало значительные доли у поставок с других географических направлений: а 45% – перебор в поставках страны, которая к Украине недружественна, считали в ЗеКоманде.

Расплатились за это решение простые украинцы. С точки зрения конечного потребителя (автомобилисты, промышленность, оборона, агропредприятия) введение пошлин в прошлом году повлекло за собой повышение цен на дизель и сжиженный газ всеми поставщиками, как национальными, так и иностранными, говорится во вчерашнем сообщении «Нефтегазовой ассоциации»: «С точки зрения национального производителя повысили цену и больше заработали. С точки зрения импортеров топлива — увеличение себестоимости закупки ДТ и СУГ (сжиженного газа) и соответственно повышение оптовых цен. С точки зрения диверсификации поставок ДТ и СУГ в Украину существенного влияния не произошло».

 

Сергей Куюн соглашается с мнением ассоциации в части роста цен, но отмечает, что определенные изменения в географии поставок произошли, хотя роль пошлин была не основной.

Выиграли от этого, впрочем, вновь не рядовые граждане. После введения спецпошлины принадлежащий «Привату» Игоря Коломойского НПЗ «Укртатнафта» в 2020 году нарастил производство дизтоплива на 44%, а контролируемая группой Одесская нефтеперевалка нарастила объемы в 3,5 раза, говорит Куюн. При этом импорт из России снизился незначительно, на 11%, а рыночная доля упала с 44% до 37%.

«Чтобы обойти пошлины, дизтопливо стали прокачивать по трубе до белорусского Гомеля, а далее отправлять в Украину по железной дороге. Также резко нарастили объемы «Лукойл», «Газпромнефть», «Татнефть» и другие российские производители. В результате нехватка поставок была перекрыта, но доля российского импорта сохранилась высокой», – рассказал Куюн.

Белорусский след

В прошлом году спровоцированный введением спецпошлин рост цен на дизельное топливо мог бы быть и более значительным, если бы украинские власти не попросили о помощи Лукашенко, который тогда согласился их спасти.

Зеленский поговорил с президентом Беларуси, после чего на переговоры в Минск выехала правительственная делегация. В ходе переговоров Лукашенко пошел на встречу украинскому президенту: сроки ремонта Мозырского НПЗ (основного поставщика дизтоплива и бензина в Украину) были перенесены, а объем поставок дизеля был увеличен на 20%. По итогам поездки группа «Нафтогаз» заключила договора на поставку электроэнергии, а также дизтоплива, где трейдером выступила «Укргаздобыча», которая должна была оперативно предложить ресурс на рынке и сбить панические настроения, рассказывал 112.ua директор по коммерческим вопросам «Укргаздобычи» Сергей Федоренко. По итогам поездки группа «Нафтогаз» заключила договора и на поставку электроэнергии из Беларуси. Стоит отметить, что для обеспечения поставки электроэнергии из Беларуси была принята скандальная «поправка Геруса», которая сделала возможной импорт электроэнергии по двусторонним договорам из России. Она уже отменена.

В итоге, во второй половине прошлого года на первое место по объемам импортных поставок дизеля в Украину вышла Беларусь, доля которой выросла до почти 50% украинского рынка. До этого первое место занимала Россия. Эксперты отмечали, что Беларусь производит нефтепродукты из российской нефти. Декларируемая властями цель якобы избавиться от российской зависимости, по их словам, достигнута не была. «Белорусские нефтепродукты, которые заняли освободившуюся нишу оптовых поставок дизельного топлива, производятся из той же российской нефти. Таким образом, мы опять не смогли изменить географию первичного происхождения энергоресурсов», — говорил 112.ua директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

Позже доля белорусских поставок сократилась до нынешней трети в объеме импорта. «В начале 2020 года Минск и Москва сошлись в клинче вокруг цены на нефть, переработка на белорусских НПЗ упала вдвое, а с ней и поставки в Украину. И здесь «ненавистный» российский импорт пришелся очень кстати», — пояснил Куюн.

Стоит отметить, что в общении оффрек чиновники неоднократно говорили, что власти рассматривали намерение обложить спецпошлинами и железнодорожные поставки дизеля с российского направления, однако, опасаясь еще большего роста цена, пока на это так и не решились.

 

«В начале года группа «Приват» совместно с «Нафтогазом» стали лоббировать введение пошлин на весь российский импорт, но в результате правительство отказало им в этом», — отмечает Куюн. 

Зависимость Украины от Беларуси в ситуации нестабильности, наступившей в результате нынешнего политического кризиса и ослабления позиций Лукашенко, представляет угрозу: это может стать причиной хоть и незначительного, но роста цен на дизтопливо. Рынок уже нервничает, отмечают эксперты.

На днях стало известно о забастовке на белорусском нефтеперерабатывающем заводе «Нафтан». Ведущий оппозиционного телеграмм-канала Nexta опубликовал решение о проведении бессрочной забастовки на ОАО «Мозырский НПЗ», в результате которой будет остановлен технологический процесс на заводе.

Нынешняя ситуация еще раз подчеркивает необходимость сохранения разветвленной системы поставок. Доля Беларуси в поставках ДТ в этом году составляет 25%, угроза остановки этих поставок заставляет рынок нервничать, отмечает Куюн.

Это происходит, несмотря на заверения в том, что эксцессов с поставками из Белоруссии быть не должно. «Я говорил с представителями топ-менеджмента завода: они сказали, что производство останавливаться не будет, все работает», — заверил 112.ua Куюн. «Переработка идет по плану. Отгрузка нефтепродуктов в Украину происходит по графику, никаких отклонений, сбоев нет и не предвидится», — пишет Enkorr со ссылкой на топ-менеджера знакомого с ситуацией на Мозырском НПЗ. По словам собеседника издания, в августе БНК взяла повышенные обязательства по отгрузкам в Украину, и этот график полностью выполняется. Месячный объем поставок в страну прогнозируется на уровне 215-220 тыс. т.

Эксперт отметил, что Украина имеет большие запасы дизеля, на которых сможет протянуть две-три недели, пока рынок переориентируется на другие направления (более дорогие морские поставки, — ред.). «Я оцениваю вероятность остановки поставок из Беларуси как очень низкую. Но опять же, мы имеем дело с процессом нелинейным: не известно, как будет дальше развиваться политический конфликт. Без дизтоплива Украина не останется, но 2-3 недели будем наблюдать турбулентность: рынок сильно встревожен», — сказал Куюн 112.ua.

Он также отметил, что отмена спецпошлины на трубопроводные поставки давала уверенность в том, что в случае выпадения белорусских объемов они могут быть замещены поставками по трубе. Впрочем, если это произойдет в нынешних условиях и трейдеры будут увеличивать поставки по морю, в условиях укрепившихся цен, поставлять по трубопроводу будет выгодно даже с пошлиной. В случае остановки поставок дизеля из Беларуси Куюн прогнозирует рост цен до 5% — в пределах 0,5-1 грн.

Эксперты также отмечают опасность возможных перебоев с поставками российской нефти (основного сырья для белорусских НПЗ), которые могут возникнуть в результате политических преобразований в Беларуси и возможного охлаждения в отношениях с Россией. В то же время, такой сценарий является крайне маловероятным: России принадлежит от 50 до 70% государственного долга Беларуси, 50% белорусских товаров экспортируется в белорусском направлении. Половина Мозырского НПЗ принадлежит российским акционерам. Представители оппозиционных сил Беларуси уже официально заявили о своей готовности к конструктивному сотрудничеству с Россией и нежелании портить отношения с этой страной.